Медики

Гнев как защитная реакция психики

Важные эмоции врача
Каждому человеку знаком гнев. Это может быть плохой день, дотошливый пациент или упрямый коллега.

Гнев является естественной защитной реакцией в момент «нападения» на вас и попытке сломать (прогнуть) ваши личные границы.

Почему врач злится? Причин может быть масса, но основа лежит на трех китах:

✔️ Физиологические факторы. К этому «киту» медицинской сферы можно отнести хронические недосып и стресс, что протоптанной дорожкой ведет прямиком к психо-эмоциональному истощению. Как следствие — неадаптивное, а то и агрессивное поведение в момент появления внешнего раздражителя. Таким раздражителем может стать пациент, коллега, а то близкий человек. Я бы назвала это «накопительным» китом, так как для психо-эмоционального истощения нужно время.

✔️ Биологические факторы больше зависят от типа темперамента. Нервная система тех же холериков очень подвижная и реакции гнева тоже всегда быстрые и яркие. К таким людям применимо выражение «вспыхнул как спичка».

✔️ Психологические факторы. И если с физикой все понятно (устал — раздражен), то этот «кит» подразумевает ряд эмоциональных реакций, таких как недовольство зарплатой, главврачом, коллегами, пациентами, цветом обоев в коридоре больницы. Проще говоря всем, что не соответствует внутренним «стандартам».

Для начала нужно понять, к какой из категорий возникновения гнева относится ваш:

👉 Триггер (источник) — мысли — гнев — агрессия.

👉 Триггер (источник) — мысли — эмоции — самонакручивание — гнев — агрессия.

Если вы успели «остановиться» на триггере, когда самоконтроль еще возможен — считайте, вам повезло.

Проблема возникнет, если у врача отсутствует или ослаблен самоконтроль в моменты гнева и он начинает говорить и делать то, о чем потом пожалеет и что вызовет чувство вины.

Работа с гневом это вопрос не пяти минут, так как гнев это не всегда проблема «верхнего слоя». И если вы решили разобраться в причине своей раздражительности — проанализируйте «трех китов». Скорее всего причина кроется в одном из них…