Продолжаем тему родительской токсичности, которая могла повлиять на наш характер и самоощущение в уже взрослом возрасте.
В прошлый раз мы обсуждали такие вопросы, как:
✅ Родитель всегда прав!
✅ Родитель принимал за вас все решения в детстве и пытается это делать сейчас.
✅ Вы не имели права возражать.
Сегодня переходим к, на мой взгляд, более интересным!
Итак, поехали!
✅ Вы не имели права выражать свои чувства.
🔷 Вам страшно? — «Ты что ведешь себя как маленький? Прекращай или я уйду!»
🔷 Вы плачете? — «Хватит ныть! Наревешься — приходи! Побольше поплачешь — поменьше пописаешь».
🔷 Вы злитесь? — «Хватит орать! Я не буду с тобой разговаривать, пока ты не замолчишь!»
🔷 Вы не чувствуете себя виноватым — «У тебя нет мамы/папы, пока не извинишься!» (игнорирование).
❌ Подобные запреты на эмоции формируют установку, что чтобы вы ни чувствовали — все плохо. Поэтому их нужно скрывать и подавлять в себе.
❌ Подавление чувств приводит к неврозам, пассивной агрессии, психо-соматическим болезням, снижению концентрации внимания, мышечному напряжению и т.д..
❌ Эмоциональной депривации — сокращенная или же полная невозможность удовлетворять эмоциональные потребности. Нарушается коммуникация с другими людьми, жизнь становится черно-белой, нет удовольствия от жизни или при достижении целей.
❌ Страх эмоциональной близости.
❌ Погружение в партнера, который хотя бью на мгновение дал «тепла».
✅ Критика в плане внешности.
Приводит к низком самооценке, зажатости, постоянных сомнениях и постоянном ожидании критики со стороны других. Как правило, голос у таких людей тихий и неуверенный, проблемы с осанкой. Такие люди сражаются одеваться неприметно, ведут себя тихо, боясь привлечь внимание.
Как правило, подобная критика со стороны родителей всегда сопровождается словами «я же как лучше хочу для тебя!».
🔷 Ну что ты оделся как не пойми кто?
🔷 Разоделась как шлюха!
🔷 Опять пузо наела, замуж не выйдешь!
🔷 Сплошные кости, какая девочка тебя полюбит?
🔷 Сделай уже что-то со своими прыщами, самой не противно?
🔷 Лучше вот это надень, так же красивей, неужели сам не видишь?
1. Отсутствие уважения границ ребенка.
Формирует фоновую тревогу, чувство вины и стыда за себя и свои поступки.
— Родитель входит без стука в комнату ребенка, аргументируя это тем, что пока он здесь живет у него нет прав.
— Позволяет себе унижать ребенка, высмеивать или применять физическое насилие.
— Демонстративно при ребенке обсуждает ошибки, провалы или проблемы ребенка с кем-то из знакомых, сравнивает с кем-то более спешным.
2. Обесценивание целей и достижений ребенка.
Во взрослом возрасте человек либо не доводит начатое до конца, либо не получает удовлетворения при достижении цели. Может сформироваться низкая самооценка и проблемы, которые будут мешать при постановке целей и их достижении.
— Второе место? А что, для первого мозгов не хватило? Зря только репетитора тебе оплачивали!
— Пятерка? И что теперь, прыгать вокруг тебя? Скажи спасибо, что не четверка, а то еще и по заднице огреб бы.
— Да мозгов не хватит в медицинский поступить! Врачом она стать решила, ага!
— Что это за каракули? Рисунок? И что мне с ним делать, на стенку повесить, что ли?
В более взрослом возрасте это могут быть фразы:
— Да и что, что у тебя медали? Как был бесполезным, так и остался!
— Поверь, никому ты со своим красным дипломом не нужен.
— Квартиру купила? Небось, муж/любовник/дворник/Господь Бог денег дал? Сама бы не заработала никогда.
3. Противоречия в наказаниях и поощрениях!
Подобных противоречий бывает очень много, это часто формирует у детей непонимание «как правильно» и приводит к том, что ребенок учится манипуляциям, так как иначе он не сможет выжить, ведь сегодня за это похвалили, а завтра ударили. Он подстраивается под ситуацию, мало вникая в суть происходящего. Подобные дети, вырастая, часто становятся равнодушными манипуляторами.
* Дети — смысл жизни! / Смотри, в подоле не принеси!
* Получишь пятерку — буду тобой гордиться! / Да смысл в твоих пятерках, коли дома не помогаешь!
* За собой нужно ухаживать, красиво одеваться / Все деньги на твою одежду уходят, попроще не пробовала одеваться?
* Заткнись, какое право ты имеешь вообще рот открывать? / Так и будешь молчать или, наконец, ответишь?
Кстати, прочитав эту статью, как считаете — у вас были любящие родители или все же… токсичные?
В прошлый раз мы обсуждали такие вопросы, как:
✅ Родитель всегда прав!
✅ Родитель принимал за вас все решения в детстве и пытается это делать сейчас.
✅ Вы не имели права возражать.
Сегодня переходим к, на мой взгляд, более интересным!
Итак, поехали!
✅ Вы не имели права выражать свои чувства.
🔷 Вам страшно? — «Ты что ведешь себя как маленький? Прекращай или я уйду!»
🔷 Вы плачете? — «Хватит ныть! Наревешься — приходи! Побольше поплачешь — поменьше пописаешь».
🔷 Вы злитесь? — «Хватит орать! Я не буду с тобой разговаривать, пока ты не замолчишь!»
🔷 Вы не чувствуете себя виноватым — «У тебя нет мамы/папы, пока не извинишься!» (игнорирование).
❌ Подобные запреты на эмоции формируют установку, что чтобы вы ни чувствовали — все плохо. Поэтому их нужно скрывать и подавлять в себе.
❌ Подавление чувств приводит к неврозам, пассивной агрессии, психо-соматическим болезням, снижению концентрации внимания, мышечному напряжению и т.д..
❌ Эмоциональной депривации — сокращенная или же полная невозможность удовлетворять эмоциональные потребности. Нарушается коммуникация с другими людьми, жизнь становится черно-белой, нет удовольствия от жизни или при достижении целей.
❌ Страх эмоциональной близости.
❌ Погружение в партнера, который хотя бью на мгновение дал «тепла».
✅ Критика в плане внешности.
Приводит к низком самооценке, зажатости, постоянных сомнениях и постоянном ожидании критики со стороны других. Как правило, голос у таких людей тихий и неуверенный, проблемы с осанкой. Такие люди сражаются одеваться неприметно, ведут себя тихо, боясь привлечь внимание.
Как правило, подобная критика со стороны родителей всегда сопровождается словами «я же как лучше хочу для тебя!».
🔷 Ну что ты оделся как не пойми кто?
🔷 Разоделась как шлюха!
🔷 Опять пузо наела, замуж не выйдешь!
🔷 Сплошные кости, какая девочка тебя полюбит?
🔷 Сделай уже что-то со своими прыщами, самой не противно?
🔷 Лучше вот это надень, так же красивей, неужели сам не видишь?
1. Отсутствие уважения границ ребенка.
Формирует фоновую тревогу, чувство вины и стыда за себя и свои поступки.
— Родитель входит без стука в комнату ребенка, аргументируя это тем, что пока он здесь живет у него нет прав.
— Позволяет себе унижать ребенка, высмеивать или применять физическое насилие.
— Демонстративно при ребенке обсуждает ошибки, провалы или проблемы ребенка с кем-то из знакомых, сравнивает с кем-то более спешным.
2. Обесценивание целей и достижений ребенка.
Во взрослом возрасте человек либо не доводит начатое до конца, либо не получает удовлетворения при достижении цели. Может сформироваться низкая самооценка и проблемы, которые будут мешать при постановке целей и их достижении.
— Второе место? А что, для первого мозгов не хватило? Зря только репетитора тебе оплачивали!
— Пятерка? И что теперь, прыгать вокруг тебя? Скажи спасибо, что не четверка, а то еще и по заднице огреб бы.
— Да мозгов не хватит в медицинский поступить! Врачом она стать решила, ага!
— Что это за каракули? Рисунок? И что мне с ним делать, на стенку повесить, что ли?
В более взрослом возрасте это могут быть фразы:
— Да и что, что у тебя медали? Как был бесполезным, так и остался!
— Поверь, никому ты со своим красным дипломом не нужен.
— Квартиру купила? Небось, муж/любовник/дворник/Господь Бог денег дал? Сама бы не заработала никогда.
3. Противоречия в наказаниях и поощрениях!
Подобных противоречий бывает очень много, это часто формирует у детей непонимание «как правильно» и приводит к том, что ребенок учится манипуляциям, так как иначе он не сможет выжить, ведь сегодня за это похвалили, а завтра ударили. Он подстраивается под ситуацию, мало вникая в суть происходящего. Подобные дети, вырастая, часто становятся равнодушными манипуляторами.
* Дети — смысл жизни! / Смотри, в подоле не принеси!
* Получишь пятерку — буду тобой гордиться! / Да смысл в твоих пятерках, коли дома не помогаешь!
* За собой нужно ухаживать, красиво одеваться / Все деньги на твою одежду уходят, попроще не пробовала одеваться?
* Заткнись, какое право ты имеешь вообще рот открывать? / Так и будешь молчать или, наконец, ответишь?
Кстати, прочитав эту статью, как считаете — у вас были любящие родители или все же… токсичные?